Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 43 «Малыш» ПРИНЯТО Педагогическим советом Протокол № 4 от 31.05.2024г УТВЕРЖДАЮ Заведующий МАДОУ № 43 ___________ С.В. Семухина Приказ №122/3 от 31.05.2024г. СОГЛАСОВАНО Советом Учреждения Протокол № 37 от 31.05.2024г Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам в МАДОУ № 43 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам в МАДОУ №43 (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 года №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. №28, Профессиональным стандартом «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021г. № 652н, приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 №785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом» (с изменениями от 25.08.2023), приказом ГАНОУ Свердловской области «Дворец молодежи» от 26.10.2023 №1104-д «Об утверждении методических рекомендаций», Уставом МАДОУ №43. 1.2. Настоящее Положение регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам в МАДОУ №43, в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов (далее вместе обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья). 1.3. Положение является обязательным для реализующих дополнительные общеобразовательные программы. 1.4. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам направлена на: обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания обучающихся; формирование и развитие творческих способностей обучающихся; удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии и физическом совершенствовании; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию свободного времени обучающихся; адаптацию обучающихся к жизни в обществе; раннюю профессиональную ориентацию обучающихся; выявление, развитие и поддержку обучающихся, проявивших выдающиеся способности; удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований. 1.5. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной заведующим МАДОУ №43. 1.6. МАДОУ №43 создает условия для реализации дополнительных общеобразовательных программ, учитывающие законодательство Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. 1.7. МАДОУ №43 может реализовывать дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время. 1.8. В МАДОУ №43 образовательный процесс может организовываться в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры, мастерские, школы) (далее - объединения), а также индивидуально. 1.9. Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой дополнительной общеобразовательной программы осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами МАДОУ №43 (по запросу). 1.10. Занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности (технической, естественнонаучной, физкультурноспортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-гуманитарной). Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения. 1.11. Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха воспитанников МАДОУ №43, по представлению педагогических работников с учетом пожеланий воспитанников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних воспитанников и их возрастных особенностей. 1.12. Количество обучающихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности дополнительных общеобразовательных программ и определяются локальным нормативным актом МАДОУ №43. 1.13. Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, переходить в процессе обучения из одного объединения в другое. 1.14. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. Формы обучения по дополнительным общеобразовательным программам определяются МАДОУ №43 самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. 1.15. Дополнительные общеобразовательные программы реализуются МАДОУ №43 как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации. 1.16. МАДОУ №43 может на договорной основе оказывать услуги по реализации дополнительных общеобразовательных программ других организаций, осуществляющих образовательную деятельность. 1.17. При разработке и реализации дополнительных общеобразовательных программ могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации. 1.18. При реализации дополнительных общеобразовательных программ МАДОУ №43 может применять формы организации образовательной деятельности, основанные на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использования соответствующих образовательных технологий. 1.19. Использование при реализации дополнительных общеобразовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается. 1.20. МАДОУ №43 обновляет дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. 1.21. Дополнительное образование детей может быть получено на иностранном языке в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой и в порядке, установленном Федеральным законом N 273-ФЗ и локальными нормативными актами МАДОУ №43. 1.22. При реализации дополнительных общеобразовательных программ МАДОУ №43 может организовывать и проводить массовые мероприятия, создавать необходимые условия для совместной деятельности обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. 1.23. Педагогическая деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ осуществляется педагогическими работниками, имеющими среднее профессиональное или высшее образование (в том числе по направлениям, соответствующим направлениям дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых МАДОУ №43) и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Дополнительные общеобразовательные программы составляются педагогическими работниками МАДОУ №43. Контроль полноты и качества реализации программ осуществляют заведующий и заместитель заведующего по ВМР. 1.24. МАДОУ №43 вправе в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» привлекать к занятию педагогической деятельностью по дополнительным общеобразовательным программам лиц, обучающихся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедших промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Соответствие образовательной программы высшего образования направленности дополнительной общеобразовательной программы определяется МАДОУ №43. 1.25. В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения совместно с несовершеннолетними обучающимися могут участвовать родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся. 1.26. При реализации дополнительных общеобразовательных программ могут предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия, которые проводятся по группам или индивидуально. 1.27. МАДОУ №43 определяет формы аудиторных занятий, а также формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся. 1.28. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья МАДОУ №43 организует образовательный процесс по адаптированным дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий обучающихся. 1.29. МАДОУ №43 создает специальные условия в соответствии с заключением психологомедико-педагогической комиссии и (или) индивидуальной программой реабилитации (абилитации) инвалида, ребенка-инвалида. 1.30. Под специальными условиями для получения дополнительного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. 1.31. Образовательная деятельность по адаптированным дополнительным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья учитывает особые образовательные потребности обучающихся различных нозологических групп и направлена на решение следующих задач: оказание психологопедагогической помощи, реабилитации (абилитации); предоставление дифференцированной помощи, в том числе оказание ассистентом (помощником) при необходимости технической помощи; обеспечение возможности вербальной и невербальной коммуникации для обучающихся с выраженными проблемами коммуникации, в том числе: с использованием средств альтернативной или дополнительной коммуникации; воспитание самостоятельности и независимости при освоении доступных видов деятельности; формирование интереса к определенному виду деятельности в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ. 1.32. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. 1.33. Образовательная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по дополнительным общеобразовательным программам может осуществляться на основе дополнительных общеобразовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся, с привлечением специалистов в области коррекционной педагогики, а также педагогических работников, освоивших соответствующую программу профессиональной переподготовки и повышения квалификации. 1.34. В целях доступности получения дополнительного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья по адаптированным дополнительным образовательным программам МАДОУ №43 обеспечивает создание специальных условий для получения образования указанными обучающимися (при наличии технической, кадровой и финансовой возможностей), в том числе: а) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению: размещение в доступных для обучающихся, являющимися слепыми и слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) тактильные информационные таблички, выполненные укрупненным шрифтом, и с использованием рельефно-линейного шрифта или рельефно-точечного шрифта Брайля, с номерами и наименованиями помещений, а также справочной информацией о расписании учебных занятий; доступ обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию организации, осуществляющей образовательную деятельность, располагающему местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого обучающегося; звуковые маяки, облегчающие поиск входа в организацию, осуществляющую образовательную деятельность; выпуск альтернативных форматов печатных материалов по дополнительным общеобразовательным программам (крупный шрифт или аудиофайлы); контрастную маркировку проступей крайних ступеней в виде противоскользящих полос, а также контрастную маркировку прозрачных полотен дверей, ограждений (перегородок). При реализации дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта в МАДОУ №43 применяются специальные методы и приемы обучения, связанные с показом и демонстрацией движений и практических действий; использование специальных учебников, учебных пособий и наглядных дидактических средств (муляжи, модели, макеты, укрупненные и (или) рельефные иллюстрации); применение специального спортивного инвентаря и рельефно-контрастной маркировки спортивных залов и игровых площадок (при реализации дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта); б) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху: дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка визуально-акустического оборудования с возможностью трансляции субтитров); обеспечение возможности понимания и восприятия обучающимися на слухо-зрительной основе инструкций и речевого материала, связанного с тематикой учебных занятий, а также использования его в самостоятельной речи; использование с учетом речевого развития обучающихся разных форм словесной речи (устной, письменной, дактильной) для обеспечения полноты и точности восприятия информации и организации речевого взаимодействия в процессе учебных занятий; в) для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата: материально-технические условия, предусматривающие возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений); безбарьерную архитектурно-планировочную среду; обеспечение возможности вербальной и невербальной коммуникации (для обучающихся с двигательными нарушениями в сочетании с грубыми нарушениями речи и коммуникации); включение в содержание образования упражнений на развитие равновесия, точность воспроизведения характера движений по темпу, ритмичности, напряженности, амплитуде и другое (при реализации дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта); г) для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи: адаптация содержания теоретического материала в текстовом/аудио- /видеоформате в соответствии с речевыми возможностями обучающихся; создание условий, облегчающих работу с данным теоретическим материалом (восприятие/воспроизведение); использование средств альтернативной коммуникации, включая коммуникаторы, специальные планшеты, кнопки, коммуникативные программы, коммуникативные доски и так далее; преимущественное использование методов и приемов демонстрации, показа действий, зрительного образца перед вербальными методами на первоначальном периоде обучения; стимуляция речевой активности и коммуникации (словесные отчеты о выполненных действиях, формулирование вопросов, поддержание диалога, информирование о возникающих проблемах); обеспечение понимания обращенной речи (четкое, внятное проговаривание инструкций, коротких и ясных по содержанию); нормативные речевые образцы (грамотная речь педагога (тренера, инструктора); расширение пассивного и активного словаря обучающихся с тяжелыми нарушениями речи за счет освоения специальной терминологии; д) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) - использование визуальных расписаний; е) для обучающихся с задержкой психического развития: использование дополнительной визуальной поддержки в виде смысловых опор, облегчающих восприятие инструкций, усвоение правил, алгоритмов выполнения спортивных упражнений (например, пошаговая памятка или визуальная подсказка, выполненная в знаково-символической форме); обеспечение особой структуры учебного занятия, обеспечивающей профилактику физических, эмоциональных и/или интеллектуальных перегрузок и формирование саморегуляции деятельности и поведения; использование специальных приемов и методов обучения; дифференциация требований к процессу и результатам учебных занятий с учетом психофизических возможностей обучающихся; соблюдение оптимального режима физической нагрузки с учетом особенностей нейродинамики обучающегося, его работоспособности, темповых характеристик, использование гибкого подхода к выбору видов и режима физической нагрузки с учетом особенностей функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающегося (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и другие), использование здоровьесберегающих и коррекционно-оздоровительных технологий, направленных на компенсацию нарушений моторики, пространственной ориентировки, внимания, скоординированности межанализаторных систем (при реализации дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта); ж) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): специально оборудованные «зоны отдыха» для снятия сенсорной и эмоциональной перегрузки; для обучающихся с выраженными сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями развития) (ТМНР) - психолого-педагогическое тьюторское сопровождение; учет особенностей обучающихся с умственной отсталостью (коммуникативные трудности с новыми людьми, замедленное восприятие и ориентировка в новом пространстве, ограниченное понимание словесной инструкции, замедленный темп усвоения нового материала, новых движений, изменения в поведении при физических нагрузках); сочетание различных методов обучения (подражание, показ, образец, словесная инструкция) с преобладанием практических методов обучения, многократное повторение для усвоения нового материала, новых движений. 1.35. Занятия в объединениях с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья могут быть организованы как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах, в том числе по индивидуальному учебному плану. 1.36. Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 1.37. При реализации дополнительных общеобразовательных программ обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков (при наличии возможности). 2. Общая характеристика дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ 2.1. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее - ДООП) разрабатывается с целью создания условий для планирования, организации и управления образовательной деятельностью в дополнительном образовании детей и взрослых. ДООП на правлена на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, организацию их свободного времени; обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, выявление и поддержку лиц, проявивших выдающиеся способности. 2.2. Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (ФЗ, гл.1 ст.2, ч.9). ДООП формируются с учетом пункта 9 статьи 2 Федерального закона об образовании. 2.3. Дополнительные общеразвивающие программы в зависимости от содержания, преобладающих видов деятельности могут быть следующих направленностей: технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-гуманитарной. Направленность (профиль) образования – ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы (ФЗ, ст.3, п.25). 2.4. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной в МАДОУ №43 (ФЗ, гл.10 ст.75, ч.4). 2.5. Проектирование и реализация дополнительных общеразвивающих программ строятся на следующих основаниях: - свобода выбора образовательных программ и режима их освоения; - соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования и форм дополнительного образования детей; - вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ; - разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ; - модульность содержания образовательных программ, возможность взаимозачета результатов; - ориентация на метапредметные и личностные результаты образования; - творческий и продуктивный характер образовательных программ; - открытый и сетевой характер реализации. 2.6. Дополнительные общеобразовательные программы для детей учитывают возрастные и индивидуальные особенности детей (ФЗ, гл.10, ст.75, ч.1), но при этом к освоению образовательного содержания допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы (ФЗ, ст.75, ч.3). 2.7. Разработка и утверждение образовательных программ относится к компетенции МАДОУ №43 (ФЗ, ст.28, ч.3, п.6)). Утверждение ДООП осуществляется по следующему алгоритму: - обсуждение ДООП на педагогическом совете МАДОУ №43 (анализ качества документа, его соответствия Уставу МАДОУ №43, действующим нормативно-правовым документам и требованиям к содержанию дополнительного образования детей), Совете Учреждения. Решение об утверждении ДООП заносится в протоколы педагогического совета, Совета Учреждения; - утверждение ДООП приказом заведующего на основании решений педагогического совета, Совета Учреждения. Вопросы, касающиеся деятельности по дополнительному образованию детей, соблюдение Положения в МАДОУ № 43, выполнение программы дополнительного образования обсуждаются на Педагогическом совете, а также на Совете Учреждения. После утверждения ДООП считается полноценным нормативно-правовым документом МАДОУ №43. Приказом также утверждаются кадровый состав, реализующий ДООП, расписание занятий, при необходимости другие документы (должностные инструкции и др.) Перечень ДООП зависят от запросов родителей (законных представителей), наличия педагогических кадров, материально-технического оснащения МАДОУ №43. Место реализации ДООП определяется в соответствии с расписанием в групповых комнатах, музыкальном, спортивном и тренажерном зале, отдельных кабинетах, студиях. 2.8. МАДОУ №43 ежегодно обновляет ДООП с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. Обновление и утверждение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществляется до начала нового учебного года. 2.9. Педагогические работники имеют право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой ДООП; право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, методических материалов и иных компонентов образовательных программ (ФЗ, ст.47, ч.3, п.5)). 2.9. МАДОУ №43 реализует ДООП в течение всего календарного года, включая каникулярное время. 2.10. Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема образовательной программы сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией (ФЗ, ст.58, ч.1). Промежуточная аттестация усвоения воспитанниками дополнительных общеразвивающих программ в МАДОУ №43 не проводится. 2.11. Структура дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ 2.11.1. Структура дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ включает: А) титульный лист Б) комплекс основных характеристик ДООП В) комплекс организационно-педагогических условий Г) список литературы Д) приложения. Титульный лист должен содержать: наименование органа управления образованием, осуществляющие полномочия учредителя полное наименование дошкольного образовательного учреждения; гриф принятия (рассмотрения) дополнительной общеразвивающей программы на заседании методического (педагогического) совета МАДОУ №43 с указанием даты и номера протокола; гриф утверждения дополнительной общеразвивающей программы с печатью и подписью заведующего МАДОУ №43 с указанием номера и даты приказа; название дополнительной общеразвивающей программы (должно быть коротким, привлекательным, а главное отражающим направленность и содержание ДООП); направленность ДО; возраст детей; срок реализации ДООП; ФИО, должность автора программы; населенный пункт, в котором реализуется программа В комплекс основных характеристик входят: - пояснительная записка должна содержать: направленность программы – возможна интеграция двух или нескольких направленностей дополнительного образования (техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-гуманитарная); актуальность ДООП; отличительные особенности; адресат ДООП (целевая группа); режим занятий (периодичность и продолжительность); объем ДООП; срок освоения ДООП (количество часов указывается в академических часах); особенности организации образовательного процесса (формы реализации ДООП: традиционная модель, с использованием сетевого взаимодействия, с использованием дистанционных технологий или с использованием электронного обучения); перечень форм обучения; перечень видов занятий; перечень форм подведения итогов реализации ДООП; - цель и задачи ДООП: Цель ДООП – стратегия, фиксирующая желаемый конечный образовательный результат. Цель должна быть ясна, конкретна, перспективна, реальна, значима; связана с названием программы и отражать ее основную направленность; результаты программы должны быть измеримы. При формулировке цели лучше использовать ключевое слово в форме существительного (развитие, приобщение, профилактика и т.п.). задачи ДООП раскрывают пути достижения цели: обучающие (приобретение определенных знаний, умений, навыков), развивающие (развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности и т.п.), воспитательные (формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.). формулировки задач соотносятся с планируемыми результатами, которые определяются как личностные, метапредметные и предметные. При формулировке задач лучше использовать ключевое слово в форме глагола несовершенного вида (акцентировать, активизировать, формировать, расширять, совершенствовать и т.п.). - планируемые результаты – совокупность знаний, умений, навыков, личностных качеств, компетенций, приобретаемых воспитанниками при освоении программы по ее завершению, определяются с учетом цели и содержания программы. Формулируются так: метапредметные результаты (освоение воспитанниками межпредметных понятий и универсальных учебных действий(регулятивных, познавательных, коммуникативных), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике); личностные результаты (готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению; формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.); - предметные результаты (система основных элементов знаний, которая формируется через освоение учебного материала и систему формируемых действий, которые преломляются через специфику предмета и направлены на их применение и преобразование). - содержание общеразвивающей программы: учебный план (общий объем программы, распределение академических часов, их трудоемкость через объем теоретических и практических занятий, формы обучения, формы контроля); в краткосрочных программах и программах, рассчитанных на один год обучения, понятия «учебный план» и «учебный (тематический) план» - идентичны. Содержание учебного плана – это реферативное описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретических и практических частей. Изложение содержания разделов, тем должно соответствовать порядку их представления в учебном плане. Содержание каждого года обучения оформляется отдельно. Материал излагается назывными предложениями. Формулировки должны быть конкретными. Учебный материал должен соответствовать возрастным и психолого-физиологическим особенностям адресата программы. При изложении теоретического и практического материала должен быть соблюден баланс между заявленной трудоемкостью темы и объемом представляемого содержания. К организационно-педагогическим условиям относятся: календарный учебный график включает в себя количество учебных недель, количество учебных дней, продолжительность каникул, даты начала и окончания учебных периодов/этапов; условия реализации программы: материально-техническое обеспечение, кадровое обеспечение, методические материалы; формы контроля и оценочные материалы разрабатываются и обосновываются для определения результативности ДООП, перечисляются согласно учебному плану. Список литературы Список литературы содержит перечень литературы, необходимой для успешного освоения программы; оформляется в соответствии с требованиями к библиографическим ссылкам (ГОСТ Р 7.0.11-2011) и библиографическим описаниям (ГОСТ Р 7.0.100-2018); может быть составлен для разных участников образовательного процесса. В начале списка располагают нормативные документы по уровням (методические рекомендации, даже уровня министерства, не являются нормативным документом), далее – литература, использованная при составлении программ (библиографические ссылки); литература для обучающихся и родителей (библиографические описания). Приложения. В раздел могут быть включены: дидактические материалы, разработки занятий, сценарии мероприятий и т.п. 2.11.2. Требования к оформлению программы Набор текста производится в текстовом редакторе Microsoft Word с одной стороны листа формата А4, тип шрифта: Times New Roman, размер – 12(14) пт. межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине. По контуру листа оставляются поля: левое – 25 мм, верхнее и нижнее – 20 мм, правое – 10 мм. Страницы ДООП нумеруются, титульный лист считается первым, но не подлежит нумерации. 3.Прием на обучение по дополнительным образовательным программам. 3.1.На дополнительные образовательные программы зачисляются воспитанники с 3 до 7 лет. 3.2.Воспитанникам может быть отказано в приеме на дополнительные образовательные программы по состоянию здоровья. 3.3.Прием на дополнительные образовательные программам осуществляется без процедур отбора. 3.4.В целях наиболее полного удовлетворения потребностей воспитанников в МАДОУ № 43 предусмотрен механизм выявления интересов и склонностей детей, не противоречащий действующему законодательству Российской Федерации. 3.5.С целью проведения организационного приема на дополнительные общеразвивающие программы МАДОУ № 43 размещает на информационном стенде, на официальном сайте информацию о кружках, секциях, студиях, работающих в текущем учебном году. 3.6.Зачисление на дополнительные общеразвивающие программы оформляется приказом заведующего. 3.7.Для зачисления ребенка на дополнительную общеразвивающую программу родители предоставляют: - личное заявление на имя заведующего детским садом, в котором указываются: фамилия, имя, отчество воспитанника, дата рождения ребенка, фамилия, имя, отчество родителей (законных представителей); - медицинское заключение (справка) об отсутствии противопоказаний для посещения программы (спортивная направленность). 3.8.Количество мест для обучения по дополнительным общеразвивающим программам за счет средств муниципальных бюджетных ассигнований устанавливает учредитель. Количество мест для обучения по дополнительным общеразвивающим программам за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг устанавливается ежегодно приказом заведующего детским садом не позднее чем за 30 календарных дней до начала приема документов. 3.9.На обучение по дополнительным общеразвивающим программам принимаются все желающие вне зависимости от места проживания по возрастным категориям, предусмотренным соответствующими программами обучения. 3.10.Прием на обучение по дополнительным общеразвивающим программам осуществляется без вступительных испытаний, без предъявления требований к уровню образования. 3.11.В приеме на обучение по дополнительным общеразвивающим программам может быть отказано при отсутствии свободных мест и (или) состоянию здоровья. В приеме на обучение по дополнительным общеразвивающим программам в области физической культуры и спорта может быть отказано при наличии медицинских противопоказаний к конкретным видам деятельности. 3.12.Прием на обучение по дополнительным общеразвивающим программам осуществляется по личному заявлению родителя (законного представителя) ребенка. В случае приема на обучение по договорам об оказании платных образовательных услуг прием осуществляется на основании заявления заказчика. Форму заявления утверждает заведующий детским садом. 3.13.Для зачисления на обучение по дополнительным общеразвивающим программам родители (законные представители) вместе с заявлением представляют оригинал свидетельства о рождении или документ, подтверждающий родство заявителя, за исключением родителей (законных представителей) обучающихся детского сада. 3.14.Родители (законные представители) детей, не являющихся гражданами РФ, родители (законные представители) несовершеннолетних из семей беженцев или вынужденных переселенцев представляют документы, предусмотренные Правилами приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования в МАДОУ №43, за исключением родителей (законных представителей) обучающихся детского сада. 3.15.Ознакомление родителей (законных представителей) с уставом детского сада, лицензией на право осуществления образовательной деятельности, образовательными программами, реализуемыми детским садом, учебно-программной документацией, локальными нормативными актами и иными документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся, осуществляется в порядке, предусмотренном Правилами приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования в МАДОУ №43. 3.16. Прием заявлений на обучение, их регистрация осуществляются в установленном в ДОУ порядке. 3.17. Зачисление на обучение за счет средств муниципального бюджета оформляется приказом заведующего детским садом. Зачисление на обучение по договорам об оказании платных образовательных услуг осуществляется в порядке, предусмотренном локальным нормативным актом детского сада. 4.Права и обязанности педагога, реализующего дополнительные общеразвивающие программы 4.1.Педагог дополнительного образования обязан: - разрабатывать дополнительную общеразвивающую программу; - вести учет посещаемости воспитанников; - подводить итоги реализации ДООП; - взаимодействовать в работе с воспитателями, специалистами и родителями (законными представителями) ребенка; - осуществлять обучение и воспитание с учетом специфики выбранного вида деятельности; - предоставлять ежегодные отчеты о результатах освоения программы по своему направлению, об используемых методах, приемах обучения и воспитания, образовательных технологиях (в форме презентаций, концертов, выставок и др.); - соблюдать права и свободы воспитанников ДОУ, содержащиеся в Федеральном Законе «Об образовании в РФ», Конвенции о правах ребенка; - систематически повышать свою профессиональную квалификацию; - обеспечивать охрану жизни и здоровья воспитанников, выполнять правила и нормы охраны труда, установленные соответствующими инструкциями по охране труда, пожарной безопасности. 4.2.Педагог дополнительного образования имеет право: - вносить предложения по включению воспитанников на обучение по дополнительным общеразвивающим программам, исходя из их интересов, наклонностей, способностей; - в рабочем порядке вносить коррективы в дополнительные общеразвивающие программы; - участвовать в деятельности методических объединений и других формах методической работы, представлять опыт работы на различных уровнях, СМИ. 4.3.Работу по дополнительным общеразвивающим программам педагоги строят в соответствии со следующими дидактическими принципами: - создание непринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощенно; - целостный подход к решению педагогических задач; - претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности; - положительная оценка деятельности детей дошкольного образовательного учреждения. 4.4.При проведении занятий педагоги, реализующие дополнительные общеразвивающие программы соблюдают правила охраны труда, пожарной безопасности, санитарногигиенические требования, своевременно проводят с воспитанниками инструктивные беседы по охране труда и безопасности жизнедеятельности. 4.5.Педагоги работают в тесном контакте с родителями (законными представителями) воспитанников и проводят: - родительские собрания; - социальные опросы; - анкетирование родителей; - открытые занятия, мастер-классы; - выставки работ, праздники, представления, соревнования, презентации, открытые занятия; - творческие отчеты перед родителями (законными представителями) воспитанников. 5. Контроль 5.1.Контроль реализации дополнительных общеразвивающих программ в МАДОУ №43 осуществляется заместителем заведующего по ВМР. 5.2.Самоанализ проводится педагогом, реализующим дополнительную общеразвивающую программу, в конце учебного года, заслушивается на итоговом педагогическом совете, оформляется в виде отчета с использованием графических материалов и фотоматериалов. 5.3.Контроль над деятельностью кружков и секций включает в себя: - соблюдение законодательной базы; - порядок документального оформления; - анализ и экспертную оценку эффективности результатов деятельности педагогов, реализующих дополнительные общеразвивающие программы, наличие предложений по распространению положительного опыта и устранению негативных тенденций; - анализ исполнения педагогом, реализующего дополнительные общеразвивающие программы, приказов и распоряжений заведующего; - анализ приказов, распоряжений заведующего; - оказание методической помощи руководителям кружков и секций в процессе контроля. 5.4.При оценке педагогической деятельности педагогов, реализующих дополнительную общеразвивающую программу, учитывается: - выполнение программ, планов; - достижения дошкольников; - личностно-ориентированный подход к ребенку; - наличие положительного эмоционального микроклимата; - уровень применения методов, приемов, эффективных форм в работе; - способность к анализу и умение корректировать деятельность. 5.5.Результаты контроля оформляются в виде справки и освещаются на педагогическом совете дошкольного образовательного учреждения, совещаниях при заведующем, заседаниях методического совета. 6. Документация и отчетность педагога, реализующего дополнительные общеразвивающие программы 6.1.Педагоги, реализующие дополнительные общеразвивающие программы: 6.1.1.Ведут следующую документацию: - программы с учебными (тематическими) планами; - списки воспитанников; - расписание образовательной деятельности; - журнал учета посещаемости воспитанниками занятий; - методические материалы (консультации, варианты анкет, пакет диагностических методик, конспекты занятий, досугов, презентаций и др.); - отчеты о реализации ДООП. 6.1.2.Используют результаты диагностики воспитанников в индивидуальных маршрутах сопровождения развития ребенка. 7. Заключительные положения 7.1.Настоящее Положение является локальным нормативным актом МАДОУ № 43, принимается на педагогическом совете, согласовывается с Советом Учреждения и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением. 7.2.Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. 7.4.Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению о формах получения образования в ДОУ принимаются в установленном порядке. 7.5.После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу. Лист ознакомления педагогических работников с Положением об организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам в МАДОУ № 43 (утв.приказом МАДОУ №43 от 31.05.2024 №122/3) №п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. Ф.И.О. должность дата подпись