ОП ДО пролангация на 01.09 (1)

Документ подписан электронной подписью.

Документ подписан электронной подписью.
№ п/п
Содержание
Стр.
Раздел 1. Целевой
4
Обязательная часть
1.1
Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи основной общеобразовательной программы –
образовательной программы дошкольного образования
1.1.2. Принципы и подходы к формированию основной общеобразовательной
5
программы - образовательной программы дошкольного образования
1.1.3. Значимые для разработки и реализации основной общеобразовательной
10
программы – образовательной программы дошкольного образования
характеристики, в том числе характеристики особенностей развития
детей раннего и дошкольного возраста
1.2.
Планируемые результаты освоения основной общеобразовательной
24
программы – образовательной программы дошкольного образования
1.3.
32
Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по
основной общеобразовательной программе – образовательной
программе дошкольного образования
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
37
Раздел 2. Содержательный
86
Обязательная часть
2.1.
86
Описание образовательной деятельности в соответствии с
направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях, с
описанием вариативных форм, способов, методов и средств реализации
основной общеобразовательной программы дошкольного образования,
с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников,
специфики их образовательных потребностей и интересов
2.1.1. Модуль образовательной деятельности «Социально-коммуникативное
88
развитие»
Ранний возраст
88
Дошкольный возраст
92
2.1.2. Модуль образовательной деятельности «Познавательное развитие»
98
Ранний возраст
99
Дошкольный возраст
101
2.1.3. Модуль образовательной деятельности «Речевое развитие»
109
Ранний возраст
110
Дошкольный возраст
112
2.1.4. Модуль образовательной деятельности «Художественно-эстетическое
118
развитие»
Ранний возраст
119
Дошкольный возраст
123
2.1.5. Модуль образовательной деятельности «Физическое развитие»
133
Ранний возраст
134
Дошкольный возраст
137
2.2.
Взаимодействие взрослых с детьми
149
2.2.1 Особенности образовательной деятельности разных видов культурных
150
практик
2.2.2
Способы и направления поддержки детской инициативы
152
2.3.
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
161
воспитанников
2.4.
Описание образовательной деятельности по коррекции нарушений
171
развития детей с ограниченными возможностями здоровья
2

Документ подписан электронной подписью.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Раздел 3. Организационный
Обязательная часть
3.1.
Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка
3.2.
Организация развивающей предметно-пространственной среды
3.3.
Кадровые условия реализации основной общеобразовательной
программы – образовательной программы дошкольного образования
3.4.
Материально-техническое обеспечение основной общеобразовательной
программы – образовательной программы дошкольного образования
3.5.
Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и
воспитания
3.6.
Планирование образовательной деятельности
3.7.
Режим дня и распорядок
3.8.
Финансовые условия реализации основной общеобразовательной
программы – образовательной программы дошкольного образования
3.9.
Перечень нормативных и нормативно-методических документов
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Дополнительный раздел

3

179
196
196
201
211
215
227
234
280
320
323
322
333

Докум ент подписан электронной под писью.

РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1.1. Пояснительная записка
В Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении детский сад
№ 43 «Малыш» (далее - МАДОУ № 43 или детский сад) реализуется основная
общеобразовательная программа – образовательная программа дошкольного образования
(далее – Программа или ООП ДО) в группах общеразвивающей, комбинированной1
направленности.
Срок реализации ООП ДО по Уставу Муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения детский сад № 43 «Малыш» для детей с 2 месяцев до
прекращения образовательных отношений. В связи с потребностью возникающей на 2020 –
2021 учебный год, ООП ДО ориентирована на воспитанников с 1 года до 7(8) лет.
ООП ДО разработана в соответствии с Федеральным государственнымобразовательным
стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), с учетом Примерной основной
образовательной программы дошкольного образования (Одобреной решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. №
2/15) (далее - ПООП ДО) (доступ https://fgosreestr.ru/), в основе которых заложены и
определены следующие основные принципы:
- поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства
как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание
(рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий;
значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период
подготовки к следующему периоду;
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых
(родителей (законных представителей), педагогических и иных работников МАДОУ № 43) и
детей;
- уважение личности ребенка;
- реализация основной общеобразовательной программы – образовательной
программы дошкольного образования в формах, специфических для детей данной возрастной
группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в
форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие
ребенка.
ООП ДО реализуется на государственном языке Российской Федерации.
ООП ДО сформирована как программа психолого-педагогической поддержки
позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного
возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем,
содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
В случае введения на всей территории страны или в отдельных местностях
чрезвычайного положения, чрезвычайной ситуации или режима повышенной готовности,
обучение воспитанников может осуществляться с применением дистанционных
образовательных технологий, если реализация указанных образовательных программ без
применения указанных технологий и перенос сроков обучения невозможны.

1

В группе комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и
детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой дошкольного
образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их
психофизического развития, особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей,
обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья.

Документ подписан электронной подписью.
1.1.1 Цели и задачи основной общеобразовательной
образовательной программы дошкольного образования

программы

–

Цель ООП ДО:

создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной
социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на
основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам
деятельности;

на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему
условий социализации и индивидуализации детей.
Достижение поставленной цели предусматривается через решение следующих
образовательных задач:
1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в
период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального
статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных
возможностей здоровья).
3. Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых
в рамках образовательных программ различных уровней.
4. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого
потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми,
взрослыми и миром.
5. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на
основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
6. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового
образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных,
физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка,
формирования предпосылок учебной деятельности.
7. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания ООП ДО и
организационных форм дошкольного образования, возможности формирования ООП ДО
различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния
здоровья детей.
8. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным,
индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
9. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования,
охраны и укрепления здоровья детей.
10. Осуществление деятельности по коррекции недостатков в физическом и (или)
психическом развитии на основе раннего выявления проблем в развития ребенка, обеспечения
в образовательном процессе индивидуальной траектории развития.
1.1.2 Принципы и подходы к формированию основной общеобразовательной
программы – образовательной программы дошкольного образования
Представляется целесообразным выделение нескольких групп принципов формирования
программы:
Основные принципы дошкольного образования (в соответствии с ФГОС ДО и с учетом
ПООП ДО):
5

Документ подписан электронной подписью.
Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем
развитии человека. Самоценность детства – понимание детства как периода жизни значимого
самого по себе, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот этап
является подготовкой к последующей жизни. Этот принцип подразумевает полноценное
проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного детства),
обогащение (амплификацию) детского развития.
Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком культурных
норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими
людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходят в процессе
сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к
полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире.
Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых
(родителей (законных представителей), педагогических и иных работников МАДОУ № 43) и
детей. Такой тип взаимодействия предполагает базовую ценностную ориентацию на
достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности
ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям,
интересам. Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной
частью социальной ситуации развития ребенка в организации, условием его эмоционального
благополучия и полноценного развития.
Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений. Этот принцип предполагает
активное участие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и взрослых – в
реализации программы. Каждый участник имеет возможность внести свой индивидуальный
вклад в ход игры, занятия, проекта, обсуждения, в планирование образовательного процесса,
может проявить инициативу. Принцип содействия предполагает диалогический характер
коммуникации между всеми участниками образовательных отношений. Детям предоставляется
возможность высказывать свои взгляды, свое мнение, занимать позицию и отстаивать ее,
принимать решения и брать на себя ответственность в соответствии со своими возможностями.
Сотрудничество МАДОУ № 43 с семьей. Сотрудничество, кооперация с семьей,
открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в
образовательной работе являются важнейшим принципом образовательной программы.
Сотрудники МАДОУ № 43 знают об условиях жизни ребенка в семье, понимают проблемы,
уважают ценности и традиции семей воспитанников. ООП ДО предполагает разнообразные
формы сотрудничества с семьей как в содержательном, так и в организационном планах.
Индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение
образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации
образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка
с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы,
мотивы, способности и возрастно-психологические особенности. При этом сам ребенок
становится активным в выборе содержания своего образования,разных форм активности. Для
реализации этого принципа предусмотрено регулярное наблюдение за развитием ребенка, сбор
данных о нем, анализ его действий и поступков; помощь ребенку в сложной ситуации;
предоставление ребенку возможности выбора в разных видах деятельности, акцентирование
внимания на инициативности, самостоятельности и активности ребенка, анкетирование, опрос
родителей об удовлетворенности качеством образования в условиях МАДОУ № 43
Возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогом
содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями
детей. Важно использовать все специфические виды детской деятельности (игру,
коммуникативную и познавательно-исследовательскую деятельность, творческую активность,
обеспечивающую художественно-эстетическое развитие ребенка),опираясь на особенности
возраста и задачи развития, которые должны быть решены в дошкольном
6

Документ подписан электронной подписью.
возрасте. Деятельность педагога чвляетсь мотивирующей и соответствовует психологическим
законам развития ребенка, учитывает его индивидуальные интересы, особенности и
склонности.
Развивающее вариативное образование. Этот принцип предполагает, что
образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом
его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им
тех или иных действий, с учетом его интересов, мотивов и способностей. Данный принцип
предполагает работу педагога с ориентацией на зону ближайшего развития ребенка (Л.С.
Выготский), что способствует развитию, расширению как явных, так искрытых возможностей
ребенка.
Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей. ООП ДО
предполагает
всестороннее
социально-коммуникативное,
познавательное,
речевое,
художественно-эстетическое и физическое развитие детей посредством различных видов
детской активности. Между отдельными разделами ООП ДО существуют многообразные
взаимосвязи: познавательное развитие тесно связано с речевым и социальнокоммуникативным, художественно-эстетическое – с познавательным и речевым и т.п.
Содержание образовательной деятельности в одной конкретной области тесно связано с
другими областями. Такая организация образовательного процесса соответствует особенностям
развития детей раннего и дошкольного возраста.
Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в
различных видах деятельности.
Кроме данных принципов, ООП ДО сформирована с учетом принципов и положений:
Всестороннее развитие каждого ребенка, в том числе развитие социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности ребенка.
Сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости.
Соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности - решает
поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально
приближаясь к разумному «минимуму».
Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
традиционных российских духовно-нравственных и социокультурных ценностей.
Открытость образования в МАДОУ № 43.
Создание современной информационно-образовательной среды МАДОУ № 43.
Механизм профессионального и личностного роста педагогов.
Педагогические работники самостоятельно проектируют образовательную среду
МАДОУ № 43 в соответствии с заявленными принципами, с учетом интересов и
индивидуальных траекторий воспитанников. Родители, сотрудничающие с МАДОУ, другие
организации, другие заинтересованные лица, принимают участие в обсуждении принципов и
способов их реализации в образовательном процессе, в разных формах взаимодействия.
Методологические подходы к реализации ООП ДО:
Культурно-исторический подход (Л.С. Выготский). Сегодня трудно представить
педагогику, построенную на иных представлениях о развитии ребенка. В практикоориентированном контексте ее основной смысл заключается в том, что развитие психики
ребенка происходит за счет перехода структуры его внешней деятельности во внутренний план.
Развитие ребенка, по мнению Л.С. Выготского, происходит через использование ребенком
«психологических орудий: таких как - язык, письмо, система счета путем их
7

Документ подписан электронной подписью.
естественного созревания. Для развития мышления, восприятия, памяти и других психических
функций первоначально ребенок должен пройти через этап (форму) внешней деятельности, где
культурные средства имеют вполне предметный вид. На этом первом этапе внешней
деятельности все, что делает ребенок, должно происходить в его сотрудничестве вместе со
взрослыми. Именно сотрудничество, по мнению Л.С. Выготского, то есть диалогичность
взаимодействия с другими людьми является главным источником развития личности ребенка.
По мере отработки деятельность ребенка сворачивается, интериоризируется, вращивается,
переходит из внешнего плана во внутренний, становится интерпсихической. Психические
функции и деятельность ребенка приобретают все большую автоматизированность,
осознанность и произвольность. Если у ребенка возникает затруднение в мышлении и других
психических процессах, то всегда возможна экстериоризация - вынесение психической
функции вовне и уточнение ее работы во внешней предметной деятельности, служащей для
ребенка развивающей средой. Замысел, присутствующей во внутреннем плане в случае
затруднений может быть отработан действиями во внешнемплане. В результате этого процесса
ребенок будет овладевать специфически человеческой деятельностью, а именно, понятийной.
То есть, совершая действия «в уме», он получит возможность действовать не с реальными
объектами и даже не с их обобщенными образами, а с абстрактными понятиями. В связи с этим
для образовательного процесса существенным становится положение о том, что
образовательная и развивающая деятельность ребенка должны осуществляться совместно со
взрослым, то есть быть социальными, а не индивидуальными, и опосредоваться речью,
выполняющую функцию обобщения конкретных представлений. Реализация ООП ДО должна,
таким образом, осуществляться в совместной со взрослыми образовательной деятельности
ребенка, подкрепляемой постоянным общением и развитием его речевой деятельности.
Большое значение для развития ребенка будет иметь также социальная и развивающая
предметная пространственная среда, описанию которых в программе уделено достаточно
большое внимание. Одним из наиболее важных положений стал также тезис Л.С. Выготского
об активности ребенка. Смысл его состоит в том, что ребенок учится самостоятельно, и поэтому
не должен рассматриваться педагогами как некоторый объект, подвергающийся активности
взрослого - воздействию внушений, положительных или отрицательных подкреплений,
«дрессировки» ради достижения внешних поставленных взрослыми целей и планов. Он в
состоянии сам определить зону своего актуального развития. А то пространство действий,
которые ребенок пока не может выполнить сам, но может осуществить вместе со взрослыми в
сотрудничестве с ними, является «зоной его ближайшего развития». Таким образом, ребенок
становится не только таким, каким его учат быть взрослые, а, таким, чему он научился сам, в
том числе у взрослых и вместе с ними. Тезис об активности ребенка и способности к
самообучению, сделали важным в примерной программе положение о поддержке детской
инициативы как основного способа планирования «от детей» или «следуя за детьми», что и
должно стать основным принципом, определяющим содержание и формы работы с детьми, а
также реализацию образовательных программ. И, наконец, еще одним важным
методологическим положением служит представление Л.С. Выготского о развитии ребенка
дошкольного возраста не как о ровно-постепенном, а как о стадиальном, ступенчатом процессе,
которое в настоящее время подтверждается многими как отечественными, так и зарубежными
исследованиями. Периоды ровного накопления новых возможностей сменяются, по его
мнению, этапами кризиса. Не смотря на то, что кризисы неизбежны и проходят болезненно,
явное неблагополучие ребенка во время кризиса не является закономерностью, и может быть
следствием неграмотного поведения родителей и других взрослых, воспитывающих ребенка.
То есть негативное и тревожное состояние ребенка во время кризиса можно и нужно уменьшать.
Деятельностный подход (А. Н. Леонтьев) В ООП ДО реализуется деятельностный
подход, представленный в работах А. Н. Леонтьева и его коллег (П. Я. Гальперин, А. В.
Запорожец, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин и др.). Он выражается в том, что психика ребенка

8

Документ подписан электронной подписью.
развивается в разнообразных специфических детских видах деятельности, таких как: игровая,
изобразительная, конструирование, исследовательская, проектная, общение и т. д. Обучение
должно строиться на базе характерных для дошкольного возраста видах деятельности. Ребенок
развивается тогда, когда он является активным участником, субъектом процесса обучения,
занимается важным и интересным для него делом.
Системный подход. Системный подход подчеркивает необходимость построения
практической деятельности педагогом на основании того факта, что педагогика является очень
сложной системой, состоящей из большого количества целей, задач, принципов, форм и
методов. Данное методологическое положение определило подход к формированию
содержания примерной программы, которая предполагает включение дошкольников прежде
всего в игровую, а также в другие виды разнообразной творческой и продуктивной
деятельности: речевую, общение, познавательно-исследовательскую, самообслуживание,
рисование, лепку, музыкально-хореографическую и др.
Амплификация детского развития (А.В. Запорожец) Согласно концепции детского
развития А. В. Запорожца, в основе детского развития должна лежать амплификация.
Амплификация - это широкое развертывание и максимальное обогащение содержания
специфически детских видов деятельности (игра, конструирование, изобразительная
деятельность и др.), а также общения со сверстниками и с взрослыми. Амплификация детского
развития способствует формированию тех психических свойств и качеств, для возникновения
которых наиболее благоприятные предпосылки создаются в раннем детстве. Признавая
уникальность дошкольного детства, как важнейшего этапа в общем развитии человека, ООП
ДО ориентирована на обеспечение предельно полного проживания детьми дошкольного
детства как самоценного, значимого самого по себе этапа жизни каждого ребенка. Работа
в ООП ДО ведется по линии обогащения (амплификации) детского развития, т.е. избегая
искусственного ускорения или замедления социальной ситуации развития ребенка,
максимально насыщается специфическими для дошкольного возраста видами активности,
среди которых особая роль отводится игре как ведущему виду деятельности.
Периодизация развития (Д.Б. Эльконин) Согласно теории периодизации психического
развития детей, в развитии ребенка выделяются своеобразные периоды, определяемые типом
ведущей деятельности и соответствующими психологическими особенностями.
Психическое развитие ребенка происходит неравномерно, и плавные периоды развития
завершаются «кризисом», скачком, когда ребенок переходит на новый возрастной этап
развития. Для каждого возрастного периода оптимальной является такая организация
образовательного процесса, которая осуществляется с опорой на ведущий вид деятельности.
ООП ДО строится с учетом возрастных возможностей детей с опорой на ведущий вид
деятельности.
Развивающее обучение (В.В. Давыдов). Развивающее обучение в системе ЭльконинаДавыдова ориентировано на понимание ребенком обобщенных отношений и причинноследственных связей между фактами. В дошкольном возрасте это означает, что у ребенка в
процессе специфических детских видов деятельности при освоении культурных средств
развиваются мышление, воображение, умение анализировать, обобщать и делать выводы.
Педагог должен в своей работе стремиться сделать обучение развивающим, то есть
направленным не столько на накопление знаний, сколько на развитие умения думать,
рассуждать, вступать в диалог, отстаивать свою точку зрения.
Пространство детской реализации (ПДР) (Н.Е. Веракса) В качестве главного условия
развития детской личности Программой предусматривается социальная поддержка детской
индивидуальности. Для этого разворачивается «пространство детской реализации»(Н. Е.
Веракса). ПДР (пространство детской реализации) обеспечивает развитие личности, поддержку
ее индивидуальности, уникальности, неповторимости, предоставляет свободу способов
самореализации, открывает путь самостоятельного творческого поиска. Для этого взрослый
должен уметь поддерживать инициативу ребенка на всех этапах:
9

Документ подписан электронной подписью.
- заметить проявление детской инициативы;
- помочь ребенку осознать и сформулировать свою идею;
- способствовать реализации замысла или проекта;
- создать условия для представления (предъявления, презентации) ребенком своих
достижений социальному окружению, способствовать тому, чтобы окружающие увидели и
оценили полученный результат;
- помочь ребенку осознать пользу и значимость своего труда для окружающих.
Таким образом, раскрывается и развивается индивидуальность каждого ребенка,
поддерживается его уникальность, создается детско-взрослое сообщество, в котором
формируется личностно-развивающий и гуманистический характер детско-взрослого
взаимодействия. Ребенок утверждается как личность, у него появляется опыт продуктивного
социального взаимодействия с взрослыми и сверстниками, формируются переживания
социального успеха и собственной значимости. Создание ПДР (пространство детской
реализации) - необходимое условие развития индивидуальности и формирования личности
ребенка. Педагог должен уметь поддерживать инициативу ребенка на всех этапах, во всех видах
деятельности.
Все перечисленные методологические тезисы, положенные в основу ООП ДО
определили ее содержание и соответственно подходы к ее реализации.
1.1.3. Значимые для разработки и реализации основной общеобразовательной
программы – образовательной программы дошкольного образования характеристики, в
том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста
В организации образовательного процесса максимально учитываются возрастные
характеристики детей данные Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой Э. М. Дорофеевой, с которыми
более
подробно
можно
познакомиться
по
ссылке:
https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/ot_rojdeniya_do_shkoly.pdf (стр. 139
– ранний возраста; стр. 162-164 – младший дошкольный возраст, 189-191 – средний
дошокльный возраст, 222- старший дошокльный возраст, 260-262 – подготовительный к школе
возраст)
Характеристика возрастных возможностей детей раннего возраста (2-й год
жизни)
На развитие основных движений ребенка частично влияют пропорции его тела: короткие
ноги, длинное туловище, большая голова. Малыш до полутора лет часто падает при ходьбе, не
всегда может вовремя остановиться, обойти препятствие. Несовершенна и осанка. Вследствие
недостаточного развития мышечной системы ребенку трудно долго выполнять однотипные
движения, например, ходить с мамой «только за ручку». Постепенно совершенствуется ходьба.
Дети учатся свободно передвигаться на прогулке: они взбираются на бугорки, ходят по траве,
перешагивают через небольшие препятствия, например, палку, лежащую на земле. Исчезает
шаркающая походка. В подвижных играх и на музыкальных занятиях дети делают боковые
шаги, медленно кружатся на месте. В начале второго года дети много лазают: взбираются на
горку, на диванчики, а позже (приставным шагом) и на шведскую стенку. Они также
перелезают через бревно, подлезают под скамейку, пролезают через обруч. После полутора лет
у малышей кроме основных развиваются и подражательные движения (мишке, зайчику). В
простых подвижных играх и плясках дети привыкают координировать свои движения и
действия друг с другом (при числе участвующих не более 8–10).
При обучении и правильном подборе игрового материала дети осваивают действия с
разнообразными игрушками: разборными (пирамиды, матрешки и др.), строительным
материалом и сюжетными игрушками (куклы с атрибутами к ним, мишки). Эти действия
ребенок воспроизводит по подражанию после показа взрослого. Постепенно из отдельных
10

Документ подписан электронной подписью.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ПОДЛИННОСТЬ ДОКУМЕНТА ПОДТВЕРЖДЕНА.
ПРОВЕРЕНО В ПРОГРАММЕ КРИПТОАРМ.
ПОДПИСЬ
Общий статус подписи:
Сертификат:
Владелец:

Издатель:
Срок действия:
Дата и время создания ЭП:

Подпись верна
4E3CC1CD12D550CD58B480E14F3FF776FC4850C9
СЕМУХИНА СВЕТЛАНА ВИКТОРОВНА, СЕМУХИНА, СВЕТЛАНА
ВИКТОРОВНА, МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 43 "МАЛЫШ",
Свердловская область, RU, mdou4300@yandex.ru, 02649673582, 663301846767
Федеральное казначейство, Федеральное казначейство, RU, Москва, Большой
Златоустинский переулок, д. 6, строение 1, 1047797019830, 007710568760, г.
Москва, uc_fk@roskazna.ru
Действителен с: 22.01.2021 11:10:31 UTC+05
Действителен до: 22.04.2022 11:10:31 UTC+05
04.06.2021 13:09:43 UTC+05

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».