Положение о дополнительном образовании воспитанников МАДОУ № 43 от 31.08.2020г.

Документ подписан электронной подписью.

Документ подписан электронной подписью.
1.7. Занятия в кружках/секциях не могут быть организованы взамен или в рамках основной
общеобразовательной деятельности (основных образовательных программ) и осуществляется
бесплатно.
1.8. Руководство деятельностью кружков возлагается на специалистов и воспитателей, которые определены в
приказе заведующего дошкольным образовательным учреждением.
1.9. Данное Положение об организации дополнительного образования детей в МАДОУ № 43 распространяется
на педагогов дошкольного образовательного учреждения, осуществляющих дополнительное
образование воспитанников, а также на членов администрации детского сада, выполняющих функции
контроля качества реализации дополнительных образовательных программ.
1.10. Программа составляется педагогическим работником дошкольного образовательного учреждения.
Контроль полноты и качества реализации Программы осуществляется заведующим и заместителем
заведующего по ВМР.
2. Основные цели и задачи программы дополнительного образования.
2.7. Основной целью программы дополнительного образования является – формирование единого
образовательного пространства ДОУ для повышения качества образования и реализации процесса
становления личности в разнообразных развивающих средах.
2.8. Дополнительная программа должна быть направлена на решение следующих задач:
 формирование и развитие творческих способностей воспитанников;
 удовлетворение индивидуальных потребностей воспитанников в интеллектуальном, художественноэстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
 формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепления здоровья воспитанников;
 обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания детей;
 выявление, развитие и поддержку талантливых воспитанников, а также детей, проявивших выдающиеся
способности;
 создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья;
 социализацию и адаптацию воспитанников дошкольного образовательного учреждения к жизни в обществе;
 формирование общей культуры воспитанников;
 удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов воспитанников, не противоречащих
законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования;
 взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
2.9. Содержание программы дополнительного образования должно соответствовать:
 достижениям развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы, российским
традициям;
 соответствующему уровню общего образования – дошкольное образование;
 направленностям дополнительных общеразвивающих программ (технической, естественно - научной,
физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической);
 современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности,
доступности, преемственности, результативности).
2.10.
Приоритеты:
 организация образовательного пространства, обеспечивающего гармоничное развитие личности
воспитанников дошкольного образовательного учреждения;
 активизация творчества педагогических работников с помощью стимулирования педагогического поиска;
 коррекция и формирование физически и психически здоровой личности;
 развитие у ребенка интереса к произведениям национального искусства с целью ознакомления с духовной
культурой народов Урала, Российской Федерации.
2.11.
Ожидаемые результаты:

Документ подписан электронной подписью.
 личность воспитанника ДОУ, адаптированная к взаимодействию с внешней средой, к обучению в
общеобразовательной школе, вобравшая в себя совокупность всех формируемых качеств и умений;
 личность, интересующаяся достижениями мировой культуры, российскими традициями, культурнонациональными особенностями региона;
 личность ребенка, проявляющая любознательность, стремящаяся к познанию и творчеству, ориентированная
на интеллектуальное и духовное развитие;
 личность ребенка, психически и физически здоровая, эмоционально благополучная.
3. Организация деятельности
3.7. Занятия в кружках и секциях проводятся один раз в неделю, не допускается проводить занятия кружков и
секций за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон.
3.8. Для оказания дополнительных услуг в МАДОУ № 43 создаются необходимые условия в соответствии с
действующими санитарными правилами и нормами (СанПиН), требованиями по охране труда
педагогических работников и безопасности здоровья детей, изложенными в инструкциях по охране
труда.
3.9. В начале каждого учебного года во всех группах детского сада проводится подготовительная работа по
изучению спроса родителей (законных представителей) на разные виды дополнительных бесплатных
услуг, рекламная деятельность, показ открытых мероприятий.
3.10.
Запись на кружки и секции проводится по выбору детей и согласуется с их родителями
(законными представителями), допускается посещение не более 3 кружков одним воспитанником
дошкольного образовательного учреждения (с учетом возраста детей).
3.11.
Продолжительность образовательной деятельности в кружках и секциях определяется в
соответствии с требованиями максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста, которую
проводят:
 для детей 3-4 лет – не более 15 мин. – 1 занятие в неделю;
 для детей 4-5 лет – не более 20 мин. – 1-2 занятия в неделю;
 для детей 5-6 лет – не более 25 мин. – 1-2 занятия в неделю;
 для детей 6-7 лет – не более 30 мин. – 1-3 занятия в неделю;
3.12.
Направления деятельности кружков и секций определены Уставом дошкольного
образовательного
учреждения.
Определены следующие направления:
3.12.1. Художественно-эстетическое направление
Задачи:
 развивать у детей эстетическое восприятие;
 формировать эстетическую культуру и вкус, интерес и любовь к высокохудожественным произведениям
искусства;
 развивать художественно-эстетические способности детей;
 формирование способности произвольно пользоваться полученными представлениями, окружающими
особые проявления в художественно-эстетической области, активно переживать музыку, чувствовать
эмоциональную выразительность произведений изобразительного искусства;
 развитие интереса к образцам национального искусства с целью ознакомления с духовной культурой других
народов;
 приобщение к народному, классическому и современному искусству, формирование интереса и любви к
пению и изобразительному искусству, развитие творческих способностей воспитанников дошкольного
образовательного учреждения;
 формирование умения использовать полученные знания и навыки в быту, на досуге и в творческой
деятельности;
 создание социально-культурной пространственной развивающей среды, способствующей эмоциональному
благополучию воспитанников;

Документ подписан электронной подписью.
 организация выставок работ, композиций концертов и выступлений детей и родителей (законных
представителей) воспитанников.
3.12.2. Физкультурно-оздоровительное направление
Деятельность этого направления строится на основе интересов детей и родителей (законных представителей) и
включает всевозможные направления физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.
Посещение детьми секций физкультурно-оздоровительного направления способствует укреплению здоровья,
повышению работоспособности, выносливости, гибкости, силы, быстроты, ловкости, повышению
нравственных качеств. Основная цель деятельности спортивных секций этого направления – воспитание
у детей ДОУ устойчивого интереса и потребности к систематическим занятиям физкультурой, спортом,
к здоровому образу жизни.
Задачи:
 укрепление сохранение здоровья с помощью систематических занятий в спортивных секциях;
 организация здорового досуга детей и взрослых;
 проведение спортивных соревнований, физкультурных праздников;
 динамический контроль основных двигательных и коммуникативных качеств.
3.12.3. Познавательное направление
Основная цель деятельности кружков познавательного направления – создание и внедрение системы мер,
ориентированных на ценности отечественной и мировой культуры современного общества.
Деятельность кружков в рамках познавательного направления предполагает основные задачи:
 формирование творческого начала в системе познавательного развития дошкольников;
 обеспечение коммуникативной компетенции в межкультурном общении и взаимодействии в процессе
освоения родного языка, его культуры;
 повышение нравственных качеств, воспитание любви к Родине, к родному краю.
3.13. В рекламную деятельность включается доведение до родителей (законных представителей) достоверной
информации о целях и работе детских кружков в детском саду.
Информация содержит следующие сведения:
 уровень и направленность реализуемых основных и дополнительных образовательных программ и сроки их
освоения;
 перечень дополнительных образовательных услуг;
 перечень лиц, непосредственно оказывающих дополнительные услуги, их образование, стаж, квалификацию
и др.
3.14. По требованию родителей (законных представителей) предоставляются для ознакомления:
 Устав дошкольного образовательного учреждения;
 Лицензия на осуществление образовательной деятельности и другие документы, регламентирующие
организацию образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения;
 адрес и телефон Учредителя дошкольного образовательного учреждения.
3.15. Заведующий ДОУ издает приказ об организации дополнительных образовательных услуг.
3.16. Приказом утверждаются:
 кадровый состав и его функциональные обязанности;
 перечень дополнительных услуг и порядок их предоставления;
 Рабочая программа дополнительного образования, включающая перспективно-тематическое планирование
на основе соответствующих программ и методик.
3.17. В рабочем порядке заведующий рассматривает и утверждает:
 расписание занятий;
 при необходимости, другие документы (должностные инструкции и др.)
3.18. Дополнительные бесплатные услуги определяются на учебный год, зависят от запросов родителей
(законных представителей). Прием воспитанников в кружки осуществляется на основе свободного
выбора детьми образовательной области и образовательных программ.

Документ подписан электронной подписью.
3.19. Дополнительные услуги оказываются в нерегламентированное время. Место оказания услуг определяется
в соответствии с расписанием в групповых комнатах, музыкальном, спортивном и тренажерном зале,
отдельных кабинетах, студиях.
3.20. Комплектование кружков проводится педагогом дошкольного образовательного учреждения в течении 10
дней.
3.21. Наполняемость групп в ДОУ для дополнительных занятий определяется в соответствии с видом
дополнительной услуги, но не более 10-15 человек в группе.
3.22. Содержание занятий предоставляемого дополнительного образования не должно дублировать
образовательную программу дошкольного образовательного учреждения, должно строиться с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
3.23. Занятия начинаются на позднее 10 сентября и заканчиваются в соответствии с выполнением программ и
планов, рассмотренные на заседании педагогического совета ДОУ, реализующих программу
дошкольного образования, и утвержденных заведующим дошкольным образовательным учреждением.
3.24. Сетка занятий составляется заместителем руководителя по ВМР и предусматривает максимальный объем
недельной нагрузки во время занятий с учетом возрастных особенностей воспитанников, пожеланий
родителей (законных представителей) и установленных санитарно-гигиенических норм. Сетка занятий
утверждается заведующим дошкольным образовательным учреждением.
3.25. Каждый воспитанник дошкольного образовательного учреждения имеет право заниматься в нескольких
кружках и менять их по желанию.
3.26. Учитывая особенности и содержание работы, педагог дополнительного образования может проводить
занятия со всеми детьми, по группам или индивидуально.
3.27. При проведении занятий необходимо соблюдать правила охраны труда, пожарной безопасности,
санитарно-гигиенические требования, своевременно проводить с воспитанниками инструктаж по охране
труда и безопасности жизнедеятельности.
3.28. Педагоги работают в тесном контакте с родителями воспитанников и проводят:
 родительские собрания;
 социальные опросы;
 анкетирование родителей;
 открытые занятия.
3.29. Вопросы, касающиеся деятельности по дополнительному образованию детей, соблюдение Положения в
МАДОУ № 43, выполнение программы дополнительного образования обсуждаются на Педагогическом
совете, а также на Совете ДОУ.
4.
Порядок приема на обучение по дополнительным образовательным программам.
4.7. На дополнительные образовательные программы зачисляются воспитанники с 3 до 7 лет.
4.8. Воспитанникам может быть отказано в приеме на дополнительные образовательные услуги по
дополнительным образовательным программам только по причине противопоказаний по состоянию
здоровья.
4.9. Прием на дополнительные образовательные услуги по дополнительным образовательным программам
осуществляется без процедур отбора.
4.10.
В целях наиболее полного удовлетворения потребностей воспитанников в МАДОУ № 43
предусмотрен механизм выявления склонностей детей, не противоречащий действующему
законодательству Российской Федерации.
4.11.
С целью проведения организационного приема на дополнительные образовательные услуги
по дополнительным образовательным программам МАДОУ № 43 размещается на информационном
стенде, на официальном сайте информацию о кружках, секциях, студиях, работающих в текущем
учебном году.
4.12.
Зачисление по дополнительным образовательным программам оформляется приказом в
течении учебного года.
4.13. Для зачисления ребенка в спортивную секцию родители предоставляют:

Документ подписан электронной подписью.
 личное заявление на имя заведующего детским садом, в котором указываются: фамилия, имя, отчество
воспитанника, дата рождения ребенка, фамилия, имя, отчество родителей (законных представителей);
 медицинскую справку об отсутствии противопоказаний для посещения кружка, секции или студии.
4.14. Документы, представленные родителями (законными представителями), регистрируются в медицинской
карте ребенка.
5.
Структура программы дополнительного образования
5.7. Структура программы выглядит следующим образом:
 Титульный лист;
 Пояснительная записка;
 Учебный план;
 Содержание изучаемого курса;
 Организационно-педагогические условия.
5.8. На титульном листе рекомендуется указывать:
 полное наименование дошкольного образовательного учреждения;
 где, когда и кем утверждена программа;
 название программы;
 возраст детей;
 срок реализации программы;
 ФИО, должность автора программы;
 название города, населенного пункта, в котором реализуется программа;
 год разработки программы.
5.9. В пояснительной записке к программе следует раскрыть:
 направленность программы;
 новизну, отличительные особенности;
 актуальность, педагогическую целесообразность;
 цель и задачи программы.
5.10. Цель программы – предполагаемый результат образовательного процесса, к которому должны быть
направлены все усилия педагога и воспитанников. Она может быть глобального масштаба (изменение
формирования мировоззрения личности, ее культуры через новую образовательную систему);
общепедагогического плана (нравственное воспитание личности, сплочение детского коллектива через
создание авторской технологии и др.); дидактического плана (развитие личностных качеств, обучение,
организация полноценного досуга, создание новой методики).
5.11. Конкретизация цели проходит в ходе определения задач (образовательных, развивающих,
воспитательных) – путем достижения цели. Они должны соответствовать содержанию и методам
предполагаемой деятельности. Формулировка задач должна включать ключевое слово, определяющее
действие (оказать, освоить, организовать и т.д.).
 календарный учебный график;
 формы и режим занятий;
 планируемые результаты;
 формы проведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали,
соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).
5.12. Учебный план дополнительной образовательной программы может содержать перечень разделов, тем,
количество часов по каждой теме. Если программа рассчитана более чем на год обучения, а все
остальные разделы программы могут быть общими. Указано количество занятий в год.
5.13. Содержание программы дополнительного образования, возможно, отразить через краткое описание тем
(творческих и практических видов занятий) и предполагает выделение в тексте разделов и тем внутри
разделов. В программе указывается общее количество часов, отведенных планом на изучение курса, и
распределение часов по разделам и темам.

Документ подписан электронной подписью.
5.14. Организационно-педагогические условия
5.14.1.
Методическое обеспечение программы дополнительного образования – (разработки игр,
бесед, походов, экскурсий, конкурсов и т.д.); рекомендаций по проведению практических работ,
дидактический и игровой материалы.
5.14.2.
В этом разделе намечаются пути решения программных задач. Описываются
методические приемы, методы работы с детьми. Каждое занятие должно обеспечивать развитие
личности воспитанника.
5.14.3.
Основными формами проведения занятий могут быть: занятия, НОД, игровые
образовательные ситуации, беседы, встречи, экскурсии, игры, праздники, викторины, выставки,
концерты и др.
5.14.4.
Приводится список рекомендуемой и используемой литературы. Указываются: Ф.И.О.
автора, заглавие, подзаголовок, составитель, редактор, художник, место издания, издательство, год
издания, иллюстрации.
5.14.5.
Приложения. Не обязательный раздел, в который могут быть включены: дидактические
материалы, план методической работы педагога, план учебно-воспитательной работы и т.д.
6.
Требования к оформлению программы
6.7. Набор текста производится в текстовом редакторе Microsoft Word с одной стороны листа формата А4,
тип шрифта: Times New Roman, размер – 12(14) пт. межстрочный интервал одинарный, переносы в
тексте не ставятся, выравнивание по ширине.
6.8. По контуру листа оставляются поля: левое и нижнее – 25 мм, верхнее – 20 мм, правое – 10 мм.
6.9. Страницы программы дополнительного образования нумеруются, титульный лист считается первым, но
не подлежит нумерации.
6.10. Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием названия издательства, года выпуска.
Допускается оформление списка литературы по основным разделам образовательной области.
7.
Порядок принятия и утверждения дополнительной программы
7.7. Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования воспитанников МАДОУ
№ 43 обновляется ежегодно, согласовывается на Педагогическом совете ежегодно, утверждается
приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением.
7.8. На титульном листе должны присутствовать гриф о рассмотрении и согласовании программы на
Педагогическом совете с указанием номеров протоколов и даты рассмотрения; гриф об утверждении
программы заведующим детским садом со ссылкой на приказ по учреждению (номер приказа и дата
подписания приказа).
8.
Права и обязанности педагога дополнительного образования
8.7. Педагог дополнительного образования в ДОУ обязан:
 разрабатывать рабочую программу;
 вести табель и учет посещаемости воспитанников;
 проводить мониторинг освоения рабочей программы воспитанниками дошкольного образовательного
учреждения;
 взаимодействовать в работе с воспитателями, специалистами и родителями (законными представителями)
ребенка;
 осуществлять обучение и воспитание с учетом специфики выбранного вида деятельности;
 предоставлять ежегодные отчеты о результатах освоения рабочей программы по своему направлению, об
используемых методах, приемах обучения и воспитания, образовательных технологиях (в форме
презентаций, концертов, выставок и др.);
 соблюдать права и свободы воспитанников ДОУ, содержащиеся в Федеральном Законе «Об образовании в
РФ», Конвенции о правах ребенка;
 систематически повышать свою профессиональную квалификацию;
 обеспечивать охрану жизни и здоровья воспитанников, выполнять правила и нормы охраны труда,
установленные соответствующими инструкциями по охране труда, пожарной безопасности.

Документ подписан электронной подписью.
8.8. Имеет право:
 осуществлять отбор воспитанников для дополнительной деятельности;
 в рабочем порядке вносить коррективы в рабочую программу дополнительного образования;
 участвовать в деятельности методических объединений и других формах методической работы, представлять
опыт работы в СМИ.
8.9. Работу по программам дополнительного образования педагоги строят в соответствии со следующими
дидактическими принципами:
 создание непринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощено;
 целостный подход к решению педагогических задач;
 претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности;
 положительная оценка деятельности детей дошкольного образовательного учреждения.
8.10. Основными направлениями деятельности дошкольного образования являются:
 организация образовательной деятельности по программам дополнительного образования в соответствии с
индивидуальными и возрастными особенностями воспитанников МАДОУ № 43, с их интересами и
способностями и с учетом недостатков в развитии речи;
 диагностика уровня развития способностей детей и освоение программ дополнительного образования.
9. Контроль.
9.7.
Контроль осуществления дополнительного образование в МАДОУ № 43 выполняется заместителем
заведующего по ВМР в соответствии с планом контрольной деятельности.
9.8.
Самоанализ проводится руководителем дополнительного образования в конце учебного года,
заслушивается на итоговом педагогическом совете, оформляется в виде отчета с использованием
графических материалов и фотоматериалов.
9.9. Контроль над деятельностью кружков и секций содержит:
 соблюдение законодательной базы;
 порядок документального оформления;
 анализ и экспертную оценку эффективности результатов деятельности руководителей кружков и секций,
разработка предложений по распространению положительного опыта и устранению негативных
тенденций;
 анализ реализации приказов и распоряжений по дополнительному образованию дошкольников;
 оказание методической помощи руководителям кружков и секций в процессе контроля.
9.10. При оценке педагогической деятельности руководителей кружков учитывается:
 выполнение программ, планов;
 уровень развития дошкольников;
 личностно-ориентированный подход к ребенку;
 наличие положительного эмоционального микроклимата;
 уровень применения методов, приемов, эффективных форм в работе;
 способность к анализу и умение корректировать деятельность.
9.11. Результаты контроля оформляются в виде справки и освещаются на педагогическом совете дошкольного
образовательного учреждения, совещаниях при заведующем, заседаниях методического совета.
10. Документация и отчетность
10.7. Руководители кружков ведут следующую документацию:
 программы, перспективные планы работы (утвержденные экспертным советом);
 календарные планы работы, содержащие формы, методы и приемы работы;
 списки воспитанников;
 расписание образовательной деятельности;
 журнал учета посещаемости;
 методические материалы (консультации, варианты анкет, пакет диагностических методик, конспекты
занятий, досугов, презентаций и др.);

Документ подписан электронной подписью.
 перспективные планы досугов, развлечений, организации выставок, смотров, конкурсов, соревнований;
 отчеты о работе кружков, секций, творческих достижений воспитанников.
10.8. Руководители кружков представляют:
 полный анализ деятельности на методических мероприятиях дошкольного образовательного учреждения;
 организуют выставки работ, праздники, представления, соревнования, презентации, открытые занятия;
 организуют творческие отчеты перед родителями (законными представителями) воспитанников;
 используют результаты диагностики воспитанников в индивидуальных маршрутах сопровождения развития
ребенка.
11. Заключительные положения
11.7. Настоящее Положение о дополнительном образовании является локальным нормативным актом МАДОУ
№ 43, принимается на педагогическом совете, согласовывается с Советом Учреждения и утверждается
(либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением.
11.8. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в
соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
11.9. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению о формах
получения образования в ДОУ принимаются в порядке, предусмотренном п.11.1. настоящего
Положения.
11.10. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой
редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ПОДЛИННОСТЬ ДОКУМЕНТА ПОДТВЕРЖДЕНА.
ПРОВЕРЕНО В ПРОГРАММЕ КРИПТОАРМ.
ПОДПИСЬ
Общий статус подписи:
Сертификат:
Владелец:

Издатель:
Срок действия:
Дата и время создания ЭП:

Подпись верна
026D95BF0059AC31A841F2DA6405C991C0
МАДОУ № 43, Семухина, Светлана Викторовна, RU, 66 Свердловская область,
Сухой Лог, УЛ БЕЛИНСКОГО, ДОМ 18, А, МАДОУ № 43, Заведующий,
1096633000639, 02649673582, 006633015816, mdou4300@yandex.ru,
6633015816-663301001-663301846767
АО "ПФ "СКБ КОНТУР", АО "ПФ "СКБ КОНТУР", Удостоверяющий центр, улица
Народной воли, строение 19А, Екатеринбург, 66 Свердловская область, RU,
006663003127, 1026605606620, ca@skbkontur.ru
Действителен с: 19.10.2020 16:32:32 UTC+05
Действителен до: 19.01.2022 16:29:51 UTC+05
31.01.2021 16:04:06 UTC+05

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

Документ подписан электронной подписью.
ПОДЛИННОСТЬ ДОКУМЕНТА ПОДТВЕРЖДЕНА.
ПРОВЕРЕНО В ПРОГРАММЕ КРИПТОАРМ.
ПОДПИСЬ
Общий статус подписи:
Сертификат:
Владелец:

Издатель:
Срок действия:
Дата и время создания ЭП:

Подпись верна
026D95BF0059AC31A841F2DA6405C991C0
МАДОУ № 43, Семухина, Светлана Викторовна, RU, 66 Свердловская область,
Сухой Лог, УЛ БЕЛИНСКОГО, ДОМ 18, А, МАДОУ № 43, Заведующий,
1096633000639, 02649673582, 006633015816, mdou4300@yandex.ru,
6633015816-663301001-663301846767
АО "ПФ "СКБ КОНТУР", АО "ПФ "СКБ КОНТУР", Удостоверяющий центр, улица
Народной воли, строение 19А, Екатеринбург, 66 Свердловская область, RU,
006663003127, 1026605606620, ca@skbkontur.ru
Действителен с: 19.10.2020 16:32:32 UTC+05
Действителен до: 19.01.2022 16:29:51 UTC+05
31.01.2021 16:12:05 UTC+05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».